Транспортный армагеддон в Киеве: как решат проблему изоляции Теремков
Из-за неработающих станций метро часть города оказалась в изоляции
Теремки превратили в село – так в соцсетях комментируют транспортную ситуацию в одном из самых густо заселенных районов Киева. У столичных властей за выходные так и не получилось найти адекватную замену метро. Что происходит и чего ожидать дальше, разбирались Vesti.ua.
Черная пятница Виталия Кличко
8 декабря, в пятницу, из-за подтекания тоннеля между станциями метро “Демиевская” и “Лыбедская” мэр Киева Виталий Кличко поручил перекрыть шесть станций метрополитена: «Демиевскую», «Голосеевскую», «Васильковскую», «Выставочный центр», «Ипподром» и «Теремки».
Поезда на синей ветке продолжили курсирование только между станциями метро “Героев Днепра” – “Лыбедская”. “Мы надеялись, что сможем эксплуатировать эту ветку подземки еще до конца этого дня (пятницы). Но очередное обследование показало, что это весьма опасно”, – объяснил Кличко.
В экстренном порядке в пятницу были пущены 35 автобусов и 15 троллейбусов от станции метро “Теремки” до “Лыбедской”, до субботы было обещано увеличить количество подвижного состава на дублирующих маршрутах до 77 автобусов и 20 троллейбусов.
В субботу стало очевидно, что столичная власть самостоятельно решить проблему не сможет, и к делу подключилась центральная исполнительная власть. 9 декабря состоялось заседание Госкомиссии по ТЭБ и ЧС при Кабмине. Тем более что к субботе была выявлена еще одна трещина.
Решено было всего лишь передоверить организацию перевозки пассажиров КГВА, изменить графики работы светофоров и поручить КП “Киевский метрополитен” обследовать и устранить повреждение. При этом закрытые станции метро остаются функциональными как укрытия.
Параллельно Киевская городская прокуратура возбудила уголовное дело по факту служебной халатности, приведшей к тяжким последствиям (ч. 3 ст. 367 Уголовного кодекса Украины). В сообщении говорится, что будет дана правовая оценка действиям должностных лиц КП (“Киевский метрополитен”) и подрядных организаций, которые сооружали перегонные тоннели между закрытыми на данный момент станциями в пойме речки Лыбедь.
Это сразу же вызвало у пользователей скепсис, ведь и Виталий Кличко обвинил тех, кто строил аварийную часть ветки метро. По словам мэра, ее сооружали в 2008-2010 годах практически в ручном режиме, разрыли участок 8-10 метров в пойме речки Лыбедь, который и пропускает воду до сих пор.
Понедельник – день тяжелый
В понедельник, 11 декабря, вопреки усилиям центральной и столичной властей, вдоль синей ветки метро от станций метро “Лыбедская” до “Теремки” грянул транспортный коллапс.
В семь утра, по свидетельству пользователей соцсетей, интервал движения автобусов составлял не более 10 минут. Автор одного из постов в местном паблике доехал в пустом транспорте до точки назначения без проблем. Возможно, это был один из немногих пассажиров, которому повезло. Ведь с восьми утра “в Киеве полностью парализованы Теремки”, сообщают пользователи в соцсетях.
К полудню стало очевидным, что хотя выделено достаточно подвижного состава для дублирующих синюю ветку метро наземных маршрутов, проспект Глушкова – единственная транспортная магистраль, ведущая от станции метро “Лыбедская” на массив Теремки, – парализован. “Весь проспект Глушкова – сплошная пробка”, – объясняют киевляне.
Не лучше обстоят дела и под землей. Как сообщают пользователи в киевских пабликах, станция метро “Лыбедская”, ставшая минимум на полгода конечной для синей ветки столичного метро, забита людьми. Такого не было даже в воздушные тревоги, сообщают пассажиры.
Дошло до того, что помощь Киеву предложило село Калиновка, граничащее с Теремками. Председатель Калиновского сельсовета Юлия Олексенко в понедельник в письме КГГА и КОГА попросила продлить маршрут внутриобластных автобусных перевозок до станции метро “Лыбедская” на период ремонта проблемных станций метро. Глава сельсовета подчеркивает: самостоятельно изменить маршрут перевозчики не уполномочены, так как вносить изменения в соответствующие договоры может только КОГА.
Вряд ли это решит проблему, поскольку главный стопор – не количество подвижного состава, а пропускная способность Голосеевского проспекта (проспекта Глушкова).
Челночное движение
К вечеру воскресенья это поняли и в КГГА, где осторожно заявили о тестировании челночного движения между станциями метро “Демиевская” и “Теремки”. Это значит, один поезд будет двигаться без разворота между этими двумя станциями через неповрежденный тоннель, рассказал директор Департамента транспортной инфраструктуры КГГА Руслан Кандибор. Проще говоря, туда – сюда. Интервал движения (время ожидания поезда) составит около 30 минут.
Но на утро понедельника челночный рейс не заработал, в КГГА обещают начать его тестировать с 13 декабря. Да и кому он нужен, ждать поезда по полчаса, плюс доезд, плюс от станции метро домой, раздраженно комментировали это решение в соцсетях. Хотя другие пользователи как раз и настаивали на челночных рейсах.
В результате многие пассажиры метро вынуждены были брать такси, задействовать личный автотранспорт или утрамбовываться в наземные автобусы-троллейбусы. Отметим, население жилмассива Теремки, по оценкам до 24 февраля 2022 года, составляло около 250 тыс. человек. Сейчас приблизительное количество жителей достигает около 500 тыс. человек. Как минимум треть от этого количества регулярно ездили в другие районы города, поскольку Теремки считаются “спальником”. Плюс жители пригородных сел (той же Калиновки), которые добирались на работу в Киев преимущественно пригородными маршрутами с посадкой на метро.
Транспортный армагеддон Киеву пророчили еще в пятницу. В данной ситуации сразу дало о себе знать отсутствие единого центра управления перевозками, что привело к хаосу и задержкам, рассказал Vesti.ua политический аналитик и экс-глава РГА Дмитрий Франчук: “Оптимально было бы создать единый центр управления перевозками, который отвечал бы за планирование маршрутов и координацию работы перевозчиков, но этого нет. И хотя киевская власть закупила дополнительный подвижной состав, это проблемы не решит. Нужно уже сейчас развивать альтернативные виды транспорта, например велосипедный или общественный электротранспорт”.
Виновата застройка?
Существует мнение, что авария стала следствием халатного отношения к ежегодным техническим осмотрам тоннелей, которые предусмотрены нормами метростроительства. Тем более, начальник КП “Киевский метрополитен” Виктор Брагинский занимает этот пост в течение 10 лет и о проблеме должен был знать.
Но не в компетенции Брагинского заниматься надземными сооружениями, а ведь именно в них, как полагают эксперты, кроется истинная причина кризисной ситуации.
На том участке, где и подтопило тоннель метро (кадастровый номер 8000000000:79:054:0029) ведется строительство Ocean Mall.
Ради праздного любопытства пользователь Владимир Бондаренко посмотрел фирму «Центр комерційних площ» (код ЕГРПОУ 38104878), которая была заказчиком строительства Ocean Mall, то есть на том участке, где и подтопило тоннель метро (кадастровый номер 8000000000:79:054:0029). Саму стройку связывают с киевским бизнесменом Вагифом Алиевым.
Комплекс сооружался не просто над тоннелем между станциями метро, а между речкой Лыбедь и озером Глинка, да еще на плывуне. И в 2016 году застройщик об этом якобы информировал городские власти. Плывун – это подземный обособленный участок грунта, который, в силу различных причин (прежде всего насыщенности подземными водами), подвижен фундаменту или сваям, опорам не на что опираться.
Впрочем, согласно открытым данным, Киевсовет перед войной расторг с фирмой-арендатором (“Инвестиционный союз “Лыбедь”) договор об аренде данного участка земли.
Но влияние на грунт могли оказать и жилые комплексы, которые строились в близости к метро.
Представитель Национального транспортного университета Анна Минюкова напомнила, что идеально герметических тоннелей не существует в принципе, наличие воды в метрополитене довольно распространенная ситуация и критической не является, но сейчас из-за сложной геологии стыки двух тюбингов начали разрушаться, в последнюю неделю – критично.
Система водоснабжения – это сложное инженерное сооружение, путепровод на Шулявке, метро, станция аэрации, мост Патона, мост Метро, коллектор Лыбеди, бетонные набережные…”Продолжать?” – грустно иронизирует депутат Киевсовета (“Слуга народа”) Ксения Семенова.
Недвижимость придет в движение
Недвижимость в недешевых ЖК на Теремках, прогнозируют аналитики сервиса новостроек ЛУН, может заметно подешеветь, особенно в аренде. Из-за заторов цены на аренду квартир там просядут, ведь наличие метро является существенным преимуществом для арендаторов. Однако в агентстве полагают, обвала цен не случится, ведь в краткосрочной перспективе метро заработает. И на это могут делать ставку те, кто не сдает, а продает или перепродает квадратные метры. В то же время в соцсетях невесело шутят: “Жизнь дала трещину – Теремки стали Троещиной”.
Впрочем, причина может быть и в сильно раздутых ценах на квартиры на Теремках. Как рассказала Светлана Скшетусская, в 2020 году она продала двухкомнатную на Теремках за 42 тыс. долларов США, сейчас убитые однокомнатные уходят за 40 тыс. долларов. Если говорить об аренде, согласно данным портала недвижимости M2bomber, со второй половины ноября 2023 года цены начали проседать. Например, в Киеве снижение составило 10-15%, тренд продолжился в декабре.
В среднем аренда однокомнатной квартиры в столице стоила 13 тыс. грн, самые дешевые – в Деснянском, Оболонском и Дарницком районах. Голосеевский район (где расположен жилмассис Теремки) по ценам относится к дорогим, стоимость аренды однокомнатной там доходила до 18 тыс. грн. В то же время, несмотря на работающее метро, он оставался самым доступным из четырех дорогих районов Киева.
Для сравнения: в Шевченковском районе средняя стоимость аренды однокомнатной квартиры – 29 тыс. грн, в Печерском – почти 30 тыс. грн. Такой разброс цен объясняется тем, что в Голосеевском районе очень плотная застройка и банально много квартир. Если проблема с синей веткой не будет решена, жилье на Теремках подешевеет, но, учитывая ожидаемый разогрев рынка недвижимости в столице после 10-25 января 2024 года, и арендовать, и покупать жилье, в том числе на Теремках, лучше сейчас, советует Святослав Смолянинов.
Когда станет легче
Гендиректор КП “Киевский метрополитен” Виктор Брагинский поздно вечером в понедельник в эфире ТРК “Киев” подтвердил, что есть проблемы в подтоплениях не только шести станций синей ветки, но и другие, поскольку, по его словам, если в городе Днепр метро построено в скальных породах, то в Киеве – в насыщенных водой грунтах. Однако успокоил: закрытия всех станций сразу не будет, идут плановые работы. Почему те же плановые работы в перегоне между “Демиевской” и “Теремками” не предупредили аварию, он не уточнил. Отметил только, что там ситуация начала развиваться стремительно. На данный момент подтекания есть, но без выноса песка, а это уже прогресс. Пресловутое челночное движение между “Демиевской” и “Теремками”, по словам Виктор Брагинского, ожидается к концу текущей недели. Интервал между поездами составит 13 минут (а не полчаса, как сообщалось ранее), поезда будут останавливаться на всех станциях метро указанного участка.
От “Лыбедской” организовать такое движение не получится, поскольку нарушится график движения и развороты на “Героев Днепра”. А деликатный вопрос компенсации пассажирам за дополнительные расходы решен однозначно: поскольку тариф убыточен с 2018 года, ни о чем подобном и речи не идет.