Белка, Зернохранилище и 146 звезд: что мы знаем о победителях премии ГРА
5-й театральный фестиваль-премия ГРА назвал лучшие театральные премьеры Украины
В Киеве состоялась церемония награждения лауреатов V фестиваля-премии GRA (Great Real Art, далее – ГРА), учредителем и организатором которого является Национальный союз театральных деятелей Украины (НСТДУ). Какие спектакли стали триумфаторами премии и почему, рассказывают Vesti.ua.
У всеукраинской театральной премии ГРА сложная судьба. Едва расправив крылья, премия попала под пресс ковидных ограничений, но выжила и даже раздала награды офлайн в декабре 2020 года. А потом, не успев толком выдохнуть, ГРА вместе со всем театральным пространством Украины оказалась на территории войны. В 2022 году премию по результатам 2021 года не вручали, поэтому в декабре 2023-го ГРА подвела итоги сразу за два года, 2021 и 2022.
Как сказал в начале церемонии председатель НСТДУ Богдан Струтинский, он когда-то мечтал, что пятая, юбилейная, церемония награждения победителей пройдет без препятствий, но нет. Больше всего эта премия в контексте происходящего в стране сегодня была похожа на “акт незламності”. При этом, удивительное дело, за время войны количество заявок, поданных театрами на соискание премии, выросло вдвое. Если в 2018 году фестиваль-премия ГРА приняла от театров всего 70 заявок, то в 2022 и 2023 годах их стало уже 134. На участие в фестивале-премии представили свои творения театры из более чем 20 городов страны. Все спектакли были отсмотрены в режиме офлайн членами экспертного совета премии.
В лонг-лист попало 32 спектакля, затем эксперты сформировали шорт-лист из 14 спектаклей. И на этом их работа была закончена.
Последним этапом на пути к оглашению результатов стал приезд членов международного жюри, которые на протяжении ноября-декабря 2023 года посмотрели 12 спектаклей вживую во Львове, Ивано-Франковске, Ровно и Киеве. Увы, два спектакля из шорт-листа жюри посмотреть по объективным причинам не смогло, поэтому, согласно положению, они не оценивались.
Для представителей пяти европейских стран (Швеция, Италия, Польша, Литва и Эстония), вошедших в состав жюри, эти девять дней в Украине стали и испытанием, и откровением.
“Спасибо за возможность провести это время вместе с вами и почувствовать этот опыт, который сейчас проживает Украина, – говорит Себастиан Шварц, член международного жюри (Германия/Италия). – Вместе со всеми просыпаться ночью и прятаться в ближайшем укрытии. Вместе со всеми проживать весь стресс и террор. Я был приятно удивлен высоким профессионализмом, техничностью, эмоциональной мощью исполнителей. Удивлен тому, насколько театр прогрессирует в Украине, насколько он нужен в это тяжелое для страны время. Были спектакли, которые вызывали у меня слезы. Надеюсь, в ближайшее время вы будете творить уже в мирных условиях”.
“Спасибо за возможность быть с вами здесь. За эти девять дней, просмотрев 12 представлений, я убедился в самом главном – украинский театр жив! И украинский театр сейчас как никогда важен для зрителя”, – говорит член международного жюри Март Меос (Эстония).
Иностранцы в этой истории проявили определенную отвагу, ведь им пришлось объездить достаточно большую часть Украины, чтобы увидеть все спектакли шорт-листа. Они не испугались военного положения и очень-очень вероятных обстрелов, но зато в качестве приза для себя приобрели совершенно незабываемый опыт.
“На самом деле у наших членов жюри была довольно сложная миссия, потому что они приехали нас покритиковать, отдать свои голоса, симпатии тем или иным театрам. И они с этим прекрасно справились, просмотрели все 12 спектаклей, выставили свои оценки, выделили фаворитов, за что мы их и благодарим, – сказал об иностранных экспертах премии Богдан Струтинский. – У этих людей сильный характер, ведь они не побоялись приехать и разделить с нами радость”.
Впрочем, без приезда международного жюри результаты премии ГРА не были бы такими весомыми. Ведь традиционно в театральной тусовке есть и те, кто утверждает, что любая театральная премия коррумпирована и подаваться на нее нет смысла.
“Наша премия была построена так, что у нас вообще не было шанса повлиять на решение международного жюри, – говорит председатель экспертного совета премии Ольга Стельмашевская. – Кроме того, мы каждый год ротируем экспертный совет – 30% его состава у нас обязательно ежегодно меняется. Поэтому у нас нет застоя, чтобы люди вошли в отношения с тем или иным театром для того, чтобы лоббировать чьи-то интересы. Плюс – голосование закрытое и анонимное, а все цифры видит и подсчитывает человек, который не имеет отношения к экспертам”.
Церемония награждения победителей состоялась в столичном Доме актера. Здесь собралась вся театральная киевская тусовка, которая поддерживает движение #бутивГРІ. На событие приехали представители театров-номинантов из других городов. Среди гостей был замечен и художественный руководитель Херсонского музыкально драматического театра Александр Книга. Херсонцы, по понятным причинам, на премию не подавались, но видеть худрука из “незламного” Херсона всем было радостно.
Триумфаторами премии оказались два спектакля. Первый – это “Зернохранилище” Ровенского областного академического музыкально-драматического театра, который победил в четырех номинациях (лучший спектакль, лучший режиссер, лучший актер и лучшее музыкальное решение спектакля). Второй – это моноспектакль «Белка, которая прожила 100 лет» киевского театра “Золотые ворота”, который получил статуэтки ГРА в трех номинациях (лучший камерный спектакль, лучшая актриса и лучший драматург). Ниже мы приводим полный список победителей премии.
Победители V Всеукраинского театрального фестиваля-премии ГРА
Также были названы победители в индивидуальных номинациях:
Эксперт премии ГРА: “Мы пытаемся посмотреть на каждый спектакль глазами европейцев”
Чтобы лучше понять, что стоит за победами в театральной премии ГРА, Vesti.ua попросили оценить расклад председателя экспертного совета премии Ольгу Стельмашевскую.
– Как вы оцениваете выбор международного жюри? Ведь они оценивали украинский театр с точки зрения европейцев, привыкших к совсем другим спектаклям.
– Меня как эксперта выбор жюри почти полностью удовлетворил. Потому что когда мы выбираем спектакли для шорт-листа, то ориентируемся не только на украинского зрителя и наш театральный контекст, а еще пытаемся посмотреть на каждый спектакль-лидер глазами европейцев и понять, был ли он актуален, допустим на европейском фестивале или гастролях. Так сложилось, что в этом году почти все представители международного жюри имеют театрально-менеджерский опыт. Поэтому их выбор интересен еще и с этой точки зрения, поскольку их критерии несколько шире критериев более узких театральных экспертов.
В общем, премия ГРА продумана так, что в идеале, если бы мы жили в мирное время, за победами этих спектаклей — должны были идти или приглашение на фестивали, или гастроли, или предложение тому или иному режиссеру поставить спектакль в Европе.
– В этом году были сняты две номинации, которые не набрали нужного количества баллов, чтобы пройти в шорт-лист – это номинации «За лучший танцевальный спектакль» и «Лучший спектакль для детей». Почему так произошло?
– Ни один из спектаклей в этих номинациях не набрал достаточного количества голосов для выхода в финал. Это значит, что они заняли соответствующее место в пространстве отечественного театра, ведь прошли в лонг-лист, но где-то не хватило оригинальности, инновационности режиссерского замысла. Где-то проблематика не показалась экспертам столь своевременной или стилистически немного пока проигрывают современным театральным трендам и уступают во владении инструментарием создателей модерного театра.
— Трудно ли было определить шорт-лист премии?
— В какой-то степени да, за два года эксперты увидели много хороших представлений, и шорт-лист в итоге получился очень сильный. Украинский театр мощно развивается, причем не только в столице. Интересные, современные, динамично развивающиеся театры имеют четкую стратегию и видение – во Львове, Ровно, Харькове, Одессе, Луцке. Это при том, что в Харькове ОВА вообще запретила играть представления оффлайн.
Много поисковых спектаклей на пересечении театральных/художественных жанров и это свидетельствует о том, что театр живет и двигается. Война, как это ни странно звучит, дала толчок многим процессам, годами тормозившимся внутри театрального пузыря-сообщества. Война и обстоятельства вынудили искать новые формы, язык, коммуникации. Ведь украинский театр должен выжить и одновременно быть актуальным, чтобы немного снизить то психологическое давление, которое исходит от реалий. Это очень важная задача.
– До войны в театры ходил лишь определенный процент населения, сейчас в театрах аншлаги. Почему это происходит?
– Это не случайно. Во-первых, человек сегодня идет в театр, чтобы, хотя бы на два часа абстрагироваться от того, что его ждет в реальной жизни. Во-вторых, вероятно, ищет ответы на вопросы или хочет вспомнить себя в обстоятельствах мирной жизни. Эдакая терапия театром, поправка «ментального здоровья».
Вот, например, спектакль «Нехай щастить» Харьковского театра «Березіль» режиссера Степана Пасечника, победившего в номинации «Рефлексия на события российско-украинской войны». По жанру это народная украинская комедия-фарс с использованием инструментария театра кукол и стилистики площадного театра: спектакль на тележке, передвижной и мобильный, поэтому его легко возить к нашим военным. Он в легкой игровой форме говорит о горьких вещах и превращается в сатирическую комедию. Эта пьеса, кстати, была написана грузинским драматургом во время российско-грузинской войны, но четко легла на ситуацию в Украине.
– Спектакль «Зернохранилище» – безусловный триумфатор премии. В чем его феномен?
– Спектакль «Зернохранилище» – это масштабность произведения, темы и их сценического воплощения. Эту пьесу Наталья Ворожбит написала еще в 2009 году по заказу лондонского Королевского театра. Пьеса тогда прогремела в Великобритании, но в Украине долго не ставилась. Режиссер Макс Голенко мечтал поставить ее много лет. Вот и пришло ее время. Все то, что мы, возможно, достаточно умозрительно, хотя и трагически, но все же уже обыденно воспринимали в связи с Голодоморами – сейчас стало восприниматься конкретно страшно. Все эти исторические факты, которые до сих пор были далеки от нас – моментально материализовались и объяснили экзистенциальную сущность этой войны и всех войн, которые ведет против украинцев наш так называемый «сосед». Спектакль Голенко в яркой, даже плакатной форме – это такой большой и страшный комикс – демонстрирует, что мы переживаем эту катастрофу уже не в первый раз…
— Среди победителей премии есть спектакль, который во львовской театральной среде многие называют «наглой провокацией»…
— Спектакль «146 звезд, видимых невооруженным глазом» Львовского театра имени Леси Украинки и режиссера Дмитрия Захоженко – это дерзкий эксперимент, буквально провоцирующий зрителей на камин-ауты. Во время спектакля зрители, под влиянием мастерски срежиссированной провокации и виртуозно сделанных актерских монологов о различных аспектах бытия ЛГБТ-людей, выходят к микрофону и рассказывают о себе. Этот спектакль, благодаря такой форме, каждый раз другой – там запрограммирован этот элемент случайности. Во время моего просмотра спектакля к микрофону вышел парень и признался впервые на публику, что он гей. Для консервативного Львова, «146 звезд», это, безусловно, «бомба». Это едва ли не первый спектакль по теме ЛГБТ-людей в украинском государственном театре и в консервативном греко-католическом городе.
– Спектакль “Белка, которая прожила 100 лет”, судя по трем номинациям, произвел неизгладимое впечатление на иностранное жюри. Почему?
– Спектакль «Белка, которая прожила 100 лет» Киевского театра «Золотые ворота» – хорошо сделанный и классно скроенный по всем условиям жанра, моноспектакль. Выбор жюри ясен, потому что играет эту белку блестящая, виртуозная, гибкая актриса Виталина Библив.
Хотя режиссера Стаса Жиркова уже больше года нет в стране, но его дело, как видите, живет. В этом спектакле классный текст, из которого режиссер вместе с актрисой «добывают» действие так, что невозможно оторваться, что подтверждает специальный приз жюри драматурга Олегу Михайлову, написавшему пьесу «Настоящая история Фрекен Хильдур Бок, ровесницы столетия».
Читайте также: Директор ДРАМИКОМ в Днепре: Война дарит зрителя, которому театр интересен
Читайте также: Директор театра в Сумах: число зрителей определяет вместимость бомбоубежища